Информационная безопасность компьютерных систем и защита конфиденциальных данных
SecuRRity.Ru » Термины » Социальная инженерия
Термины

Социальная инженерия

автор: Administrator | 16 апреля 2010, 22:09 | Просмотров: 21275
теги: Термины, социальная инженерия, злоумышленники, защита информации



Введение

Социальная инженерия (СИ) — это метод несанкционированного доступа к информации или системам хранения информации без использования технических средств. Метод основан на использовании слабостей человеческого фактора и считается очень разрушительным, так как злоумышленник получает информацию, например, путем сбора данных о служащих объекта атаки, с помощью обычного телефонного звонка или путем проникновения в организацию под видом ее служащего.

Злоумышленник может позвонить работнику компании (под видом технической службы) и выведать пароль, сославшись на необходимость решения небольшой проблемы в компьютерной системе, и что самое интересное, очень часто этот трюк проходит, ведь, самое сильное оружие в этом случае — приятный голос и актёрские способности.

Также, злоумышленник под видом служащего компании звонит в службу технической поддержки. Представившись от имени служащего, он просит напомнить свой пароль, либо меняет его на новый, сославшись на забывчивость. Имена служащих удается узнать после череды звонков и изучения имён руководителей на сайте компании и других источников открытой информации (отчётов, рекламы и т.п.).

Дальше дело техники. Используя реальные имена в разговоре со службой технической поддержки, злоумышленник рассказывает придуманную историю, что не может попасть на важное совещание на сайте со своей учетной записью удаленного доступа.




История

Социальная инженерия — относительно молодая наука, которая является составной частью социологии и претендует на совокупность тех специфических знаний, которые направляют, приводят в порядок и оптимизируют процесс создания, модернизации и воспроизведение новых («искусственных») социальных реальностей. Определенным образом она «достраивает» социологическую науку, завершает ее на фазе преобразования научных знаний в модели, проекты и конструкции социальных институтов, ценностей, норм, алгоритмов деятельности, отношений, поведения и т. п.

Занятия сориентированы на вооружение слушателей прежде всего методологией аналитико-синтетического мышления и знаниями формализованных процедур (технологий) конструкторско-изобретательской деятельности. В характеристике формализованных операций, из которых складывается это последнее, особое внимание обращается на операции сложной комбинаторики, которые непосредственно касаются реформаторской деятельности на Украине и имеют дело с системными преобразованиями. Игнорирование принципа системности в операциях комбинаторики нанесли и продолжают наносить большой ущерб на всех уровнях трансформационных процессов, которые происходят в нашем обществе. Последовательные знания принципиальных требований к указанным операциям дают основания к предотвращению ошибочных извращений в реформационной практике на ее макро-, мезо- и микроуровнях.

Несмотря на то, что понятие социальной инженерии появилось недавно, люди в той или иной форме пользовались ее техниками испокон веков. В той же Древней Греции и Риме в большом почете были люди, могущие навешать на уши любую лапшу и убедить собеседника в «очевидной неправоте». Выступая от имени верхов, они вели дипломатические переговоры, а, подмешивая в свои слова вранье, лесть и выгодные аргументы, нередко решали такие проблемы, которые, в противном случае, невозможно было решить без помощи меча. В среде шпионов социальная инженерия всегда являлась главным оружием. Выдавая себя за кого угодно, агенты КГБ и ЦРУ могли выведать самые страшные государственные тайны.

В начале 70-х гг., в период расцвета фрикинга, некоторые телефонные хулиганы забавлялись тем, что названивали с уличных автоматов операторам Ma Bell и подкалывали их на тему компетентности. Потом кто-то, очевидно, сообразил, что, если немного перестроить фразы и кое-где солгать, можно заставить тех. персонал не просто оправдываться, а выдавать в порыве эмоций конфиденциальную информацию. Фрикеры стали потихоньку экспериментировать с уловками и к концу 70-х настолько отработали техники манипулирования неподготовленными операторами, что могли без проблем узнать у них практически все, что хотели.

Заговаривать людям зубы по телефону, чтобы получить какую-то информацию или просто заставить их что-то сделать, приравнивалось к искусству. Профессионалы в этой области очень гордились своим мастерством. Самые искусные социальные инженеры (синжеры) всегда действовали экспромтом, полагаясь на свое чутье. По наводящим вопросам, по интонации голоса они могли определить комплексы и страхи человека и, мгновенно сориентировавшись, сыграть на них. Если на том конце провода находилась молоденькая, недавно поступившая на работу девушка — фрикер намекал на возможные неприятности с боссом, если это был какой-то самоуверенный тюфяк — достаточно было представиться начинающим пользоветелем, которому все нужно показать и рассказать. К каждому подбирался свой ключ.

С появлением компьютеров, многие фрикеры перебрались в компьютерные сети и стали хакерами. Навыки СИ в новой области стали еще полезнее. Если раньше мозги оператору пудрили в основном для получения кусочков информации из корпоративных справочников, то теперь стало возможным узнать пароль для входа в закрытую систему и скачать оттуда кучу тех же справочников или что-то секретное. Причем такой способ был намного быстрее и проще технического. Не нужно искать дыры в навороченной системе защиты, не надо ждать, пока Jack the Ripper угадает правильный пароль, не обязательно играть в кошки-мышки с админом. Достаточно позвонить по телефону и, при правильном подходе, на другом конце линии сами назовут заветное слово.




Техники и термины социальной инженерии

Все техники социальной инженерии основаны на особенностях принятия решений людьми, называемых когнитивным базисом. Они также могут быть названы особенностью принятия решения человеческой и социальной психологий. Основанной на том что человек должен кому либо доверять в социальной среде воспитания.

Претекстинг — это действие, отработанное по заранее составленному сценарию (претексту). В результате цель должна выдать определённую информацию, или совершить определённое действие. Этот вид атак применяется обычно по телефону. Чаще эта техника включает в себя больше, чем просто ложь, и требует каких-либо предварительных исследований (например, персонализации: дата рождения, сумма последнего счёта и др.), с тем, чтобы обеспечить доверие цели. К этому же виду относятся атаки и по онлайн мессенджерам, например по icq.

Фишинг — техника, направленная на жульническое получение конфиденциальной информации. Обычно злоумышленник посылает цели e-mail, подделанный под официальное письмо — от банка или платёжной системы — требующее «проверки» определённой информации, или совершения определённых действий. Это письмо обычно содержит линк на фальшивую веб-страницу, имитирующую официальную, с корпоративным логотипом и контентом, и содержащую форму, требующую ввести конфиденциальную информацию — от домашнего адреса до пин-кода банковской карты.

Троянский конь — Эта техника эксплуатирует любопытство, либо алчность цели. Злоумышленник отправляет e-mail, содержащий во вложении «клёвый» или «сексуальный» скрин-сейвер, важный апгрейд антивируса, или даже свежий компромат на сотрудника. Такая техника остаётся эффективной, пока пользователи будут слепо кликать по любым вложениям.

Дорожное яблоко — Этот метод атаки представляет собой адаптацию троянского коня, и состоит в использовании физических носителей. Злоумышленник может подбросить инфицированный CD, или флэш, в месте, где носитель может быть легко найден (туалет, лифт, парковка). Носитель подделывается под официальный, и сопровождается подписью, призванной вызвать любопытство. Пример: Злоумышленник может подбросить CD, снабжённый корпоративным логотипом, и ссылкой на официальный сайт компании цели, и снабдить его надписью «Заработная плата руководящего состава Q1 2007». Диск может быть оставлен на полу лифта, или в вестибюле. Сотрудник по незнанию может подобрать диск, и вставить его в компьютер, чтобы удовлетворить своё любопытство, или просто «добрый самаритянин» отнесёт диск в компанию.

Кви про кво — Злоумышленник может позвонить по случайному номеру в компанию, и представиться сотрудником техподдержки, опрашивающим, есть ли какие-либо технические проблемы. В случае, если они есть, в процессе их «решения» цель вводит команды, которые позволяют хакеру запустить вредоносное программное обеспечение.




Обратная социальная инженерия

Целью обратной социальной инженерии (reverse social engineering) является заставить цель саму обратиться к злоумышленнику за «помощью». С этой целью хакер может применить следующие техники:
1. Диверсия — Создание обратимой неполадки на компьютере жертвы.
2. Реклама — Злоумышленник подсовывает жертве объявление вида «Если возникли неполадки с компьютером, позвоните по такому-то номеру».




Защита пользователей от социальной инженерии

Для защиты пользователей от социальной инженерии можно применять как технические, так и антропогенные средства.

Антропогенная защита:
Простейшими методами антропогенной защиты можно назвать:
• Привлечение внимания людей к вопросам безопасности.
• Осознание пользователями всей серьезности проблемы и принятие политики безопасности системы.
• Изучение и внедрение необходимых методов и действий для повышения защиты информационного обеспечения.

Данные средства имеют один общий недостаток: они пассивны. Огромный процент пользователей не обращает внимание на предупреждения, даже написанные самым заметным шрифтом.

Техническая защита:
К технической защите можно отнести средства, мешающие заполучить информацию и средства, мешающие воспользоваться полученной информацией.

Наибольшую распространенность среди атак в информационном пространстве социальных сетей с использованием слабостей человеческого фактора получили атаки при помощи электронных писем, как то e-mail и внутренняя почта сети. Именно к таким атакам можно с наибольшей эффективностью применять оба метода технической защиты. Помешать злоумышленнику получить запрашиваемую информацию можно анализируя как текст входящих писем (предположительно злоумышленника), так и исходящих(предположительно, цели атаки) по ключевым словам. К недостаткам данного метода можно отнести очень большую нагрузку на сервер и невозможность предусмотреть все варианты написания слов. К примеру, если взломщику становится известно, что программа реагирует на слово «пароль» и слово «указать», злоумышленник может заменить их на «пассворд» и, соответственно, «ввести». Так же стоит принимать во внимание возможность написания слов с заменой кириллических букв латиницей для совпадающих символов (a, c, e, o, p, x, y, A, B, C, E, H, K, M, O, P, T, X).




Видео-примеры

Не смотря на то что видео — фейк, это хороший обучающий урок, демонстрирующий слабости человеческого фактора. С первого взгляда, нет ничего опасного в том, чтобы сообщить кому-нибудь свой адрес электронной почты и какой у тебя питомец. Но это, далеко не так:



источник:
ru.wikipedia.org
@ Zorro
16 апреля 2010, 22:15 | |  
Аватар пользователя Zorro
карма: +724.274
комментариев: 39
новостей: 117
группа: Посетители
Спасибо respekt
@ Ua-life
16 апреля 2010, 22:31 | |  
Аватар пользователя Ua-life
карма: +66.738
комментариев: 67
новостей: 0
группа: Посетители
В людей не голова, а дом советов )), хорошее видео ))
@ Sveta
17 апреля 2010, 11:35 | |  
Аватар пользователя Sveta
карма: +153.8
комментариев: 7
новостей: 4
группа: Модераторы
Спасибо.Очень полезная информация.
@ Ua-life
17 апреля 2010, 17:40 | |  
Аватар пользователя Ua-life
карма: +66.738
комментариев: 67
новостей: 0
группа: Посетители
:: Sveta
Sveta
для чего это Вам она полезная?! ))
Шучу )))
@ Sveta
17 апреля 2010, 22:24 | |  
Аватар пользователя Sveta
карма: +153.8
комментариев: 7
новостей: 4
группа: Модераторы
Ua-life, В виртуальном мире и не только, даже хрупкая соломка может оказаться сильной опорой, а 'маленькая' подсказка уже не ставит нас перед диалемой: yes или no. Не всегда пьёт шампанское ,тот кто рискует (из собственных испытаний)
@ Administrator
18 апреля 2010, 06:17 | |  
Аватар пользователя Administrator
карма: +4671.616
комментариев: 239
новостей: 1005
группа: SysOp
Многие очень хорошо знают что такое СИ — но я уверен, даже половина из них не понимают насколько это опасно, и насколько трудно от неё защититься. Думаю, следующий видеоролик, расскажет остальное: Эксперты...
Обратная связь

Информация


Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.